Строительный холдинг ГРАНТ

Про АвтоВАЗ и Ладу с любовью

Давайте на минутку отбросим снисходительность, с которой мы обычно смотрим на российские автомобили, и вернемся более чем на 40 лет назад, к началу впечатляющей истории из автомобильного мира. В 1960-е годы в СССР было произведено всего несколько сотен тысяч автомобилей. Это производство с трудом могло удовлетворить потребности Советского Союза, и другие сателлиты СЭВ пытались компенсировать свое плохое производство, импортировав несколько советских и несколько российских автомобилей.

Еще в начале 1960-х годов СССР наладил плодотворное сотрудничество с итальянцами из FIAT. Как естественное продолжение этого сотрудничества было принято решение построить в СССР огромное автомобильное предприятие с помощью итальянского концерна. Контракт был подписан 4 мая 1966 года. министром автомобильной промышленности СССР А. Тарасовым и президентом FIAT В. Валлеттой. Этот контракт стал популярен в автомобильных кругах как «Договор века».

Fiat 124

В качестве базовой модели россияне выбирают FIAT 124, который дебютировал на Женевском автосалоне в 1966 году. и позже был признан автомобилем года. Несмотря на универсальность, FIAT 124 был значительно переработан в механику и адаптирован к суровому климату России. Усилен кузов, заменен двигатель, задние дисковые тормоза заменены на барабанные. Внесены незначительные конструктивные изменения, автомобиль назван в честь неоднозначно звучащего названия «Жигули» (горка у завода ВАЗ). Поскольку название оказалось «слегка» неудачным, во всех экспортных партиях его поменяли на Lada.

Так, 9 сентября 1970 года, когда болгарские рабочие и крестьяне толкали ногами, на центральной площади Софии на очередной демонстрации вышли первые готовые «Жигули» Волжского автомобильного завода (ВАЗ). Для своего времени ВАЗ 2101 «Жигули» был носителем самых современных технических решений. Его производство спровоцировало переход к новому подходу к строительству других массовых автомобилей в СССР. В 1973 году ВАЗ выпустил свой первый миллионный автомобиль, а в России 1981 г. выпущен шестимиллионный Жигулей.

ВАЗ 2101 «Жигули»

Благодаря современным «Жигулям» россияне впервые «входят в класс» с современными технологиями Запада. Помимо огромных инвестиций итальянцы экспортируют в Тольятти всю производственную инфраструктуру. Так в СССР появился первый дизайнерский центр, получивший название «Центр стиля». Он занимается обновлением ВАЗ 2101, от которого в последующие годы клонированы модели ВАЗ 2103 (1972 г.) с четырьмя фарами и более мощным двигателем 2106 (1975 г.), в котором впервые в СССР пластик заменяет некоторые внешние элементы кузова. С начала 80-х годов модели 2105 и 2107, в которых впервые были представлены так называемые «блочные фары», обновлялся и кузов с сохранением прежнего силуэта и пропорций.

Еще в начале 70-х гг. началась разработка первых прототипов. Разработан в 1971 году. Опытный образец ВАЗ 1-1101 является отправной точкой для представленного в 1983 году. Лада Самара. Второй опытный образец ВАЗ 2-1101 1973 года выпуска. является предшественником дебюта 1976 года Лада Нива.

Разработанные прототипы являются чрезвычайно важной базой для исследований и усовершенствований серийных автомобилей. В «Автовозах» проработаны подвеска, рулевое управление и тормоза. В этот период важной проблемой является подбор петель подвески, актуальный как для легковых автомобилей, так и для внедорожников. Русские решили это, купив лицензию на производство у британской компании Hardy-Spicer.

На основе полученного опыта общая концепция разработки новой модели ВАЗ 2108 Самара была реализована в рекордно короткие сроки. Первый прототип был готов в 1978 году. В 1980 году. Министерство автомобильной промышленности СССР пригласило западных экспертов испытать Самару и дать свои рекомендации, чтобы ее успешный экспорт на Запад был максимально обеспечен. В результате были внесены поправки в Самару на прочность, эргономичность и безопасность.

ВАЗ 2108 «Самара»

В 1983 г. Пилотная серия из 50 автомобилей была готова, а серийное производство освоили только в 1984 году, когда предшественники биодизайна поставили гребневую Самару в очень невыгодное положение на рынке. автомобиль, конечно же, начали продавать на Западе, из-за своей символической цены, а в странах СЭВ это был хит. Однако настоящим хитом ВАЗа является «Нива», интерес к которой не утихает десятилетиями.

Культовая Лада Нива

В середине 80-х ВАЗ решил атаковать и сегмент малолитражных автомобилей. Итак, в 1987 г. Появляется 1111 «Ока», сильно чем-то напоминающее японское. Несмотря на лестные отзывы, автомобиль не смог зарекомендовать себя на рынке, но его производство продолжилось и после 2000 года. Он установлен даже в ….. Пакистане. 1988 г. на московской выставке «Автодизайн» ВАЗ демонстрирует относительно безличный прототип 2110, дальнейшее развитие которого ведется в тесном сотрудничестве с Porsche! Потом сравниваю ВАЗ 2110 с провальным проектом Zagato …

ВАЗ 2110

Производство ВАЗ 2110 запланировано на 1992 год, но только осенью 1995 года конвейеры в Тольятти перенастроили на новую установку. Таким образом, данная модель ВАЗа оказывается преждевременной и морально устаревшей. Несмотря на критику за «инфантильный» дизайн, ВАЗ 2110 обладает достаточным техническим потенциалом для дальнейшего развития.

К сожалению, политическая нестабильность и нестабильная экономическая ситуация в России в 1990-х годах серьезно дестабилизировали ее автомобильную промышленность. Многие советские бренды гибнут или еле «двигаются». Однако благодаря полной реструктуризации ВАЗу удалось удержаться на рынке, и даже в середине 90-х годов началось наступление на пополнение своего модельного ряда.

В 1998 г. Также представлен полностью измененный преемник Lada Niva — ВАЗ-2123, серийное производство которого предусмотрено в 2001 году. Однако нехватка средств задержала реализацию проекта, и это потребовало продажи лицензии General Motors. В результате образования в 2002 году совместной российско-американской компании GM-AvtoVAZ. с конвейера сошел первый ВАЗ 2123, теперь уже под названием Chevrolet Niva. Однако новый внедорожник не достигает успеха первой «Нивы», которая все еще находится в производстве и модернизации и стоит значительно дороже. 11 марта 2009 года GM-АвтоВАЗ перешел на производство рестайлинговой Chevrolet Niva, разработанной в сотрудничестве с итальянским дизайнерским ателье Bertone.

Рестайлинговая Шевроле Нива от Bertone

2004 г. Также представлено четвертое модельное семейство — ВАЗ 111 «Калина», предлагаемое в кузове седан, хэтчбек и универсал.

ВАЗ 111 «Калина»

Новая модель Lada Priora выпускается с 2007 года — седан с бензиновым двигателем объемом 1,6 литра и 16 клапанами.

Лада Приора

Новый отечественный, российский автомобиль Lada Granta выходит на рынок в 2011 году. Он основан на Kalina и должен заменить как Lada 2107 (да, все еще в производстве), Lada Samara и Lada Kalina. Специально для Гранта был разработан новый 1,6-литровый 8-клапанный двигатель. Новая модель отличается просторным купе и большим багажником, а ее конструкция была разработана с использованием технологий и при содействии компании Renault-Nissan, с которой сегодня АвтоВАЗ работает в тесном сотрудничестве.

Новая Lada Granta разработана на базе Dacia Logan и Lada R90.